Рюкзак «Охотник Нельсон»

История создания рюкзака

 

Рюкзаками пользуются многие — они удобны, практичны, в них больше места, чем в стандартной сумке или пакете. Рюкзак — не только верный спутник и в лесу, и в горах, и в пещерах, и в городе — это символ приключений, путешествий и свободы. Он стал настолько привычным, что кажется, существовал всегда. Мы даже и не задумываемся, когда, как и кем был изобретён рюкзак. А история эта очень даже интересна.

Наверное, сколько существует человек, приблизительно столько же существует и рюкзак, конечно, не в том виде, каким мы привыкли его видеть сейчас. Первоначально он имел вид обыкновенной заплечной сумки или мешка. В древние времена человеку для охоты и выделки шкур необходимы были инструменты. Их, а также добытую пищу нужно было куда-то складывать, переносить, да ещё и руки при этом должны оставаться свободными (копьё-то чем держать? Для этого и был изготовлен первый рюкзак, вернее, обыкновенный мешок с лямкой через плечо. Со временем у мешка появилась вторая лямка, теперь его можно было уже носить на спине. В те дни рюкзаки были сделаны из кожи. Откуда это известно? А вот откуда.

В 1991 году в Тирольских Альпах на леднике Симилаун было обнаружено вмерзшее в лед тело древнего человека, жившего, как выяснилось, около 5300 лет назад, а вместе с ним рюкзак каркасной конструкции — самый древний из дошедших до наших дней. Он представлял собой мешок из кожи, укрепленный на U-образной раме из прута орешника и двух досок лиственницы.

Возможно, этот «товарищ» до заморозки выглядел так:

Что же дальше? А дальше были всё те же заплечные мешки и плетёнки, котомки, котули, кошёлки, узелки, шалгачи, берестяные короба, крошни и прочие приспособления. В общем, кто во что горазд. Безусловно, за столь длительное время рюкзак претерпел значительные конструктивные изменения, но назначение его осталось прежним — помочь человеку перенести определённый груз и при этом освободить руки.

Вот так (римский легионер):

История создания рюкзака
 

Или так:

История создания рюкзака
 

Или даже так:

 

 
 
История создания рюкзака
 
 
 
История создания рюкзака
 

У ацтеков (XIV-XVI вв.) существовало приспособление cacaxtli — это переноска с каркасной спинкой из дерева. Лямка была всего одна и надевалась на лоб.

 
 
История создания рюкзака
 

Рюкзак с внешней рамой, похожий на тот, что был у «ледяного» человека , перешагнул через много веков. В Норвегии он был в ходу в XVIII-XIX веках и назывался hjuringsmeis.

 
 
История создания рюкзака
 

В Германии подобными рюкзаками пользовались торговцы, разносчики воды, поставщики сена и дров (в г. Мюнстер в 1896 году даже установили памятник носильщику).

История создания рюкзака
 

В России охотники коренных племен забайкальской Сибири — эвенки, нивхи, тунгусы использовали и продолжают использовать прототип рюкзака с внешней рамой — понягу. Делается она также из палок и досок, U-образная рама может обтягиваться листом березы, чтобы получалась более удобная спинка. Поклажа или мешок привязывается к опорной дуге бечевой и надевается на спину с помощью лямок.

История создания рюкзака
 
 
 
История создания рюкзака
 

С обеих длинных сторон доски прикреплено 6-8 достаточно длинных тонких ремешков, которыми к поняге привязывается весь груз, предварительно завернутый в полотнище палатки или в мешок. Снизу груз подхватывается «проходным» ремнем, наглухо приделанным к нижнему краю доски, а сверху завязываемым за особое кольцо. «Вместимость» определяется почти исключительно выносливостью человека. Доска поняги удобно лежит на спине, полностью предохраняя ее от натирания какими-либо твердыми предметами, выступающими из ноши (разрубленных частей туши крупного зверя, например). Неудобство поняги заключается в том, что в пути из неё трудно вынуть необходимую вещь, для этого приходится распаковывать весь груз. Для того чтобы плечевые ремни не расходились в стороны, на груди имеется соединяющий их ремешок с прорезью, которая надевается на деревянную пуговку.

В Словакии, в Татрах, используются похожие рюкзаки. Существует профессия горных носильщиков, в их задачу входит снабжение горных хижин для туристов и альпинистов. Проводятся даже соревнования по переноске эталонного груза на определённую высоту. В 1993 году самый опытный носильщик, Лацо Куланга, благодаря своему удивительному рюкзаку поднял 207 килограммов груза на высоту полтора километра.

 
История создания рюкзака
 

Но что же всё-таки «рюкзак»?

Любимое всеми путешественниками слово появилось в России сравнительно недавно. Словарь утверждает, что заимствовано оно из немецкого языка в 17 веке. В Германии мешок или куль (Sack) практичные немцы подвязывали лямками и носили на спине (Rücken). Отсюда и Rucksack.

Официальное определение таково:

«Рюкза́к (от нем. Rucksack — заплечный мешок) — специализированная сумка для длительной переноски на спине различных грузов. Снабжён ручкой с верхней стороны, двумя косыми (идут от области шеи в бока) лямками, надеваемыми на плечи, а также в подавляющем большинстве случаев стабилизирующими и разгрузочными ремнями и дополнительными элементами для навесного закрепления предметов экипировки и амуниции в зависимости от области применения. В этом его основное отличие от ранца, который снабжён двумя прямыми лямками и не имеет дополнительных элементов».

Кстати, слово «ранец» тоже немецкое и родственное рюкзаку — Ranzen. Обозначает «ранец, заплечный мешок» или «брюхо». Вот последнее интересно. Возможно, ранец, так же как и брюхо, набивали всякой всячиной, или он по форме похож на пивное немецкое брюшко… Загадка.

 

Непосредственный предшественник рюкзака — армейский ранец, получивший широкое распространение в конце XVIII – начале XIX века.

Чем же ранец отличается от рюкзака? На первый взгляд, они похожи внешне и имеют одинаковое предназначение. Однако разница между ними существует, и немаленькая. Согласно толковому словарю, ранец — это сумка для ношения вещей, которую надевают на спину с помощью лямок. В армии он является частью походного снаряжения, в школе — служит детям для переноски учебных принадлежностей и книг. Рюкзак — это мешок с лямками, его называют «заплечный», для ношения вещей за спиной. Классический ранец имеет твердый корпус, жесткие дно и спинку, широкие лямки. Часто он напоминает коробку. Рюкзак мягкий, полностью или частично. Во втором случае дно и спинка укреплены. Лямок может быть две или одна. Обычно ранец имеет одно отделение, редко два, и несколько крупных карманов. Ручка, в отличие от удобных, широких лямок, маленькая и непригодная для длительного ношения сумки. Это сделано для того, чтобы тяжелый ранец носили за спиной, а не в руках. Ранцы загружаются преимущественно спереди, рюкзаки — сверху.

Армейский ранец в снаряжении пехотинца предназначался для носки вещей, постоянно необходимых солдату в походе. Ранец должен быть прочен, легок, непромокаем и удобен для носки. Первые армейские ранцы изготавливались из грубой кожи. В Российской империи до воцарения Александра I ранцы делались из черной яловочной кожи, а потом стали делаться из телячьей. В 1874 г. в частях гвардейской и армейской пехоты были введены ранцы из непромокаемой парусины. В вещевой мешок и в ранец образца 1874 года укладываются: 2 рубахи, исподние брюки, 2 пары портянок, полотенце, пара рукавиц с варежками, 5 фунтов (около 2 кг) сухарей, 1/8 фунта (около 50 грамм) соли, принадлежности ружейные и для содержания чистоты и опрятности, чарка и 24 патрона.

В 1886 году полковник американской армии Генри Клей Мерриам сделал попытку апгрейда солдатского брезентового ранца: он снабдил его дополнительными опорами на пояс, которые должны были разгрузить плечи солдат, распределив вес по бедрам и пояснице. Изобретение поступило в армию штата Нью-Йорк в 1890-х годах, однако американские военные сочли его слишком громоздким и неудобным. Тем не менее, это первая попытка снабдить рюкзак поясным ремнем.

В 1909 году норвежец Оле Берган запатентовал ноу-хау – анатомическое крепление для рюкзака. Легенда гласит, что на изобретение его вдохновила боль в спине во время охоты от неудобной поклажи. Металлический каркас, повторяющий форму тела, породил все современные рюкзаки. Изначально Берган делал рюкзаки из кожи, затем перешел на холст. Со временем эти материалы были заменены на более легкий алюминий и капрон.

 
 
История создания рюкзака
 

В Европу первые промышленные рюкзаки завезли американцы в 1914 году во время Первой мировой войны. В объемном мешке, расположенном за плечами, удобно было транспортировать необходимые предметы в военном походном быту: одеяло, сухой паек, посуду, личные вещи и т.д. У авиаторов в рюкзаке обязательно должен был размещаться парашют. Даже сегодня военные активно используют рюкзаки в своей работе, так как это действительно упрощает прохождение сложных участков местности.

После военных удобство рюкзака оценили спортсмены и туристы. Первым было удобно, что руки все время свободные, а вторым — гораздо легче нести большой вес на двух плечах, чем в одной руке.

В СССР промышленность начала изготавливать серийные рюкзаки для туризма в начале 30-х годов. С разными незначительными изменениями такие бесформенные мешки (в народе называемые «колобки») дожили до наших дней, постепенно перейдя из разряда альпинистских в категорию «для дачи».

 
 
История создания рюкзака
 

Рисунок из семейного архива.

 

Затем появился знаменитый «абалаковский» рюкзак для спортивных походов и восхождений, который альпинисты между собой именовали «зелёным другом». Назван он по фамилии своего создателя (кого-то из братьев Абалаковых: то ли Евгения, то ли Виталия. Версии авторства разные, но оба брата были известными альпинистами. Виталий Абалаков прожил долгую и ого-го какую непростую жизнь, со времени войны до выхода на пенсию работал в Центральном научно-исследовательском институте физической культуры и Центральной лаборатории спортинвентаря, занимался разработкой и конструированием спортивного снаряжения и приборов. Сам он, кстати, говорят, своё авторство отрицал. А Евгений трагически погиб в 1948 г., так что спросить не у кого).

Абалаковский рюкзак не был чем-то уникальным, он заимствовал передовой европейский опыт в разработке снаряжения — в предвоенные годы на Кавказ часто приезжали немецкие и австрийские восходители, так что у наших альпинистов была возможность изучить их опыт.

В 60-70-е годы XX века в СССР выпускались «так называемые» абалаковские рюкзаки, потому что к настоящим не имели никакого отношения.

 
 
История создания рюкзака
 

Следующая легендарная модель носила имя Аркадия Ярова, это был уже вполне современный рюкзак с боковой шнуровкой и грамотной системой лямок, но пока еще без поясного ремня. «Яровские» рюкзаки массово шили к Олимпиаде-80, на клапане их был изображен олимпийский медведь и пять колец; у туристов-диссидентов было принято отпарывать этот клапан и перешивать его наизнанку — это называлось «отправить медведя в ссылку».

Вышеперечисленные рюкзаки были мягкими, то есть не имели рамы-станка или какого-либо иного элемента жесткости.

Производился отечественной промышленностью и станковый рюкзак «Ермак». Он имел поясной ремень и каркас из алюминиевых труб. По статистике несчастных случаев «Ермак» повинен не в одном сломанном шейном позвонке — такова цена не слишком удачной конструкции: при падении туристы имели все шансы удариться затылком о верхнюю перекладину каркаса.

Все эти модели не могли удовлетворить запросы отечественных путешественников и спортсменов, поэтому в 70-80-х годах появилось множество самодельных рюкзаков самых разнообразных конструкций. В начале 90-х появились кооперативы по производству снаряжения, куда подались те, кто раньше шил рюкзаки на заказ. Довольно быстро некоторые из этих кооперативов превратились в уважаемые фирмы, продукцию которых мы можем сегодня видеть в магазинах.

А тем временем в неведомом нам западном мире продолжалась эволюция рюкзака …

В 1924 году охотник и альпинист Ллойд Ф. Нельсон запатентовал рюкзак каркасного типа, назвав его «Охотник Нельсон». Идею он позаимствовал у индейцев Аляски: оказавшись с ними в походе, он увидел их традиционный мешок из шкуры тюленей, натянутый на палки ивы. По приезду домой Нельсон самостоятельно изготовил несколько холщовых мешков с вшитой деревянной доской, позволив ей плотно прилегать к спине, но, в то же время, максимально изолировать переносимый груз и не давать ему втыкаться в спину жесткими углами. Кроме того, он нашил клапан с завязками над отверстием рюкзака, что позволило надежно фиксировать переносимый груз даже при переполненном рюкзаке. Ничего принципиально нового в этом не было, но Нельсон провёл активную рекламу и запустил массовую продажу. В итоге «Охотник Нельсон» стал трендом у американских туристов, спортсменов и пожарных, а затем поступил на вооружение армии США, получив второе название Alaskan Packboard.

 
 
История создания рюкзака
 

Нельсона можно считать «дедушкой» современного рюкзака, а вот «отцом» стал Дик Келти.

Что же такого сделал Дик Келти, и за что его называют изобретателем рюкзака? В начале 50-х годов плотник и путешественник-любитель с семьей жил в местечке Глендэйл в Южной Калифорнии. Он очень любил пешие походы и исходил вдоль и поперек все окрестные леса и холмы. В то время не существовало специальных магазинов, продающих товары для туристов, поэтому любители путешествий могли полагаться только на магазины, реализующие лишнюю или устаревшую экипировку с военных складов. А там продавались военные мешки на деревянной П-образной раме. Назвать их удобными было нельзя.

Во время одного из походов в 1951 году Дик Келти и его друг Клей Шерман случайно поместили концы рамы в задние карманы своих брюк. Каково же было их удивление, когда они поняли, насколько это удобно, ведь вес распределился со спины на бедра. Вернувшись из похода, Келти смастерил себе удобный рюкзак: сделал деревянную раму и пришил к ней ремень с креплением на бедрах, но не остановился на достигнутом и продолжал улучшать и дорабатывать конструкцию. Следующим его шагом стала замена деревянной рамы на алюминиевую, что сделало конструкцию одновременно крепче и легче, а для самого рюкзака он взял прочный и влагоустойчивый нейлон. Сейчас подобная конструкция получила широкое распространение и называется «каркасной». Ноу-хау стала и прямоугольная алюминиевая вставка, позволяющая спине дышать, и то, что каркас отчасти был спрятан в мешке, и молнии на карманах. При этом Келти не патентовал изобретение, сказав жене: «Человек таскает на спине вещи испокон веков, в рюкзаке нет ничего нового».

 
 
История создания рюкзака
 

Так начался его бизнес. В первые годы работы клиентами компании Келти были в основном друзья. Пеший туризм еще не был популярен, поэтому большого спроса на его продукцию не было. Однако всё изменилось в 1970-х годах, когда появилась мода на здоровый образ жизни на природе. Тогда пеший туризм испытал свой подъем, а Келти уже был готов удовлетворить растущий спрос на туристический инвентарь. Вклад Келти в развитие туристической индустрии сложно переоценить. Этот человек так любил своё хобби, что ему удалось изменить жизнь многих миллионов туристов и помочь им в полной мере наслаждаться пешими путешествиями с комфортом, о котором до него можно было только мечтать.

Во второй половине XX – начале XXI века производители рюкзаков совершенствовали конструкции, ткани, модели. Изобрели особые рюкзаки-сейфы, еще больше облегчили материалы, создали водонепроницаемые модели, поделили рюкзаки на городские, спортивные (велосипедные, фрирайдные), альпинистские, школьные, молодежные, рыболовные и фоторюкзаки. Есть даже рюкзаки, которые носят не сзади, а впереди — специальные, для особо ценного груза:

 
 
История создания рюкзака
 

Но это уже совсем другая история 😉

Похожие записи